Автогараж

Как установить зажигание на ВАЗ 2108

Содержание

Принцип работы системы зажигания

На процесс горения консистенции в цилиндре нужно некое время. Если смесь воспламенится во время нахождения поршня в ВМТ, то сгорать она будет уже после прохода поршнем ВМТ, догоняя его, другими словами на такте расширения камеры сгорания и выпуска отработанных газов. Это создаст недостающее давление на поршень, вследствие чего будет приметно снижен КПД и возрастет расход горючего (зажигание позже).

При воспламенении консистенции за длительное время до прохождения поршнем ВМТ значимая часть энергии будет тратиться на преодоление поршнем давления во время процесса взрывного горения консистенции. В таком случае появляется детонация (зажигание преждевременное). Не считая того, если зажигание ВАЗ выставлено некорректно, будет наблюдаться перегрев мотора из-за увеличенного во времени поглощения стенами цилиндра тепла, выделяющегося при сгорании консистенции.

Вот поэтому хорошим моментом зажигания считается тот, при котором воспламенение консистенции происходит незадолго до прохождения поршнем ВМТ, с тем, чтоб горение консистенции очень совпадало по времени с прохождением поршнем ВМТ. В таком случае угол опережения зажигания ВАЗ обеспечивает лучший режим работы.

С целью контроля зажигания ВАЗ 2109 в шахте лючка картера сцепления нанесены деления, а на маховике установлена метка. Во время совпадения точки на маховике с центральной отметкой в лючке, в первом и четвертом цилиндрах поршни инсталлируются в верхнюю мертвую точку (ВМТ).

Метод контроля установки зажигания ВАЗ «на ходу» заключается в последующем: двигаясь со скоростью 40-50 км/ч по ровненькому участку дороги при включенной четвертой передаче необходимо утопить педаль акселератора до пола. Если во время набора скорости слышится маленькая детонация, которая фактически здесь же исчезает – зажигание установлено правильно. Отсутствие детонационных проявлений показывает на позже воспламенение. Лишние проявления детонации являются признаком ранешнего воспламенения горючей консистенции.

Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) на автомобилях ВАЗ-2108, 2109, 21099

(2-ой слайд)

Установка момента зажигания – это одна из главных опций мотора автомобиля. Некорректно выставленное зажигание (как в сторону роста угла опережения, так и в сторону уменьшения ) сразу отражается на его работе в худшую сторону.

Признаки некорректно установленного момента зажигания

перегрев. детонация. выстрелы в глушитель либо карбюратор вот далековато не полный список таких дефектов.

Следует учесть, что подобные признаки появляются при некорректно отрегулированном либо неисправном карбюраторе, неисправном клапанном механизме и т. д.

Цель установки момента опережения зажигания

Установить лучший момент опережения зажигания, при котором главные свойства работы мотора автомобиля — мощность, приемистость, обороты холостого хода, расход горючего, будут в норме.

— Тахометр (можно использовать интегрированный в щиток устройств, можно подключить наружный (к примеру, автотестер, мультиметр в режиме тахометра), можно ориентироваться на слух, при наличии опыта).

стробоскоп и автотестер

— Ключ накидной либо рожковый. Или соответственная головка с трещоткой, либо г-образный ключ. Размер на 10.

— Прогреваем движок автомобиля до рабочей температуры (85-90 ).

— Устанавливаем малые обороты холостого хода (750-800 об/мин). Для этого вращаем винт «количества» топливной консистенции на карбюраторе. Выставить малые обороты можно по тахометру, можно на слух. Если они соответствуют норме, то этот пункт пропускаем. размещение регулировочного винта «количества» топливной консистенции на карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс

— Снимаем со штуцера на корпусе вакуумного регулятора опережения зажигания. на прерывателе-распределителе, силиконовую трубку подведения разрежения, идущую от карбюратора.

— Проверяем, приложив к ее отверстию палец, есть ли в ней разрежение. Его там быть не должно, потому что по идее он должен врубаться в работу на оборотах выше 800. Если есть, незначительно уменьшаем обороты холостого хода (вращая винт «количества» топливной консистенции на карбюраторе) пока оно не пропадет.

— Отверстие в силиконовой трубке затыкаем маленьким болтиком либо просто сгибаем ее напополам (завязываем узлом).

— Ключом на 10 ослабляем три гайки крепления корпуса прерывателя-распределителя.

— Ищем на картере коробки люк со шкалой и видимой частью маховика. Обычно он закрыт резиновой пробкой. Пробку извлекаем.

размещение смотрового люка в картере сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Шкалу в люке протираем тряпкой, чтоб на ней были отлично видны установочные опасности.

— Поворачиваем отверткой маховик за зубья его венца и находим на нем длинноватую поперечную установочную метку. Когда она стоит напротив треугольного выреза на шкале в люке, то это означает, что угол опережения зажигания равен 0 0. а поршни первого и 4-ого цилиндров поднялись в верхнюю мертвую точку. Если она плохо видна из-за замасливания либо загрязнения, протираем через люк кромку маховика, пока не найдем ее. Можно выделить метку мелом.

метка установки угла опережения зажигания на маховике и шкала с градусами

— Проверяем та ли это риска (вдруг у вас маховик установлен некорректно). Проверку осуществляем по последующим меткам – длинноватая метка на маховике должна стоять напротив треугольного выреза на шкале, метка на шкиву распредвала — напротив выступа на задней крышке ремня ГРМ (чтоб их узреть следует снять пластиковую крышку ремня ГРМ).

— Подключаем стробоскоп. Подключение осуществляем по аннотации к вашему стробоскопу, потому что модели их бывают различные и методы присоединения их могут различаться в деталях. В главном подключение стробоскопа смотрится так – красноватый провод к выводу «К» катушки зажигания, темный к «минусу» АКБ, либо хоть какой детали корпуса, железный зажим на высоковольтный провод 4-ого цилиндра (близкого к прерывателю-распределителю).

(двеннадцатый слайд) Установка момента зажигания (угла опережения зажигания)

— Пускаем движок, снова убеждаемся по тахометру, что обороты холостого хода малы.

— Направляем мигающий луч стробоскопа в люк со шкалой.

— В свете луча стробоскопа длинноватая, выделенная метка на маховике должна находиться напротив подходящего деления на шкале.

Каждое деление на ней соответствует одному градусу опережения зажигания. Дно ее среднего треугольного выреза это ноль градусов.

На движке 2108 опережение зажигания (-1 0 ;.1 0 ), 21081 (1 0 ;.1 0 ), 21083 (1 0 ;.1 0 ).

Для мотора 2108 опережение будет составлять 1 градус – одна риска на шкале в сторону лобового стекла от дна треугольного выреза в ее центре, 21081 – 5 градусов (5 делений), 21083 – 4 градуса (деления). Допустима погрешность в один градус как в сторону уменьшения угла, так и его роста.

— Корректировку угла опережения зажигания осуществляем вращением корпуса прерывателя-распределителя зажигания (трамблера).

Вращением по часовой стрелке (если глядеть со стороны крышки прерывателя-распределителя) угол опережения возрастает (зажигание становится более ранешным), против, угол опережения миниатюризируется (зажигание становится более поздним). Можно сориентироваться по шкале с делениями и знаками «» и «-» на корпусе прерывателя-распределителя. Вращая прерыватель-распределитель, мы перемещаем ее относительно выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. В сторону минуса – зажигание делаем ранее, в сторону плюса, позже. Одно деление этой шкалы приравнивается 8 0. Потому крутим прерыватель-распределитель медлительно, аккуратненько и на маленькой угол.

READ  Как поставить бесконтактное зажигание на ВАЗ 2106

корректировка угла опережения зажигания трамблером

— Добившись подходящего угла опережения зажигания глушим движок, отсоединяем стробоскоп, фиксируем прерыватель-распределитель.

Проверка корректности установки момента зажигания

— При нажатии на педаль «газа», на прогретом движке, на холостом ходу, не должно ощущаться «провалов» в работе.

— При резком нажатии на педаль «газа», при движении со скоростью 45-50 км/ч, на ровненьком участке дороги, на четвертой передаче должна ощущаться краткосрочная детонация (3-5 сек). «Стук пальцев» другими словами. Если ее нет, зажигание позже, если есть и никак не проходит, зажигание очень преждевременное. Корректируем ситуацию маленьким вращением прерывателя-распределителя в ту либо иную сторону. После этого проводим проверку снова.

— Если длинноватая установочная метка на маховике не стоит на месте напротив шкалы в люке, а повсевременно дергается и сдвигается означает у вас может быть трудности с прерывателем-распределителем, регулятором напряжения в генераторе, катушке зажигания, высоковольтных проводах. Вероятен так же малозначительный пробой проводки.

— Если автомобиль едет глупо после данной регулировки, то экспериментируем с установкой угла опережения. В большинстве случаев обычно приходится зажигание делать пораньше (наращивать угол опережения зажигания). В сети Веб встречаются описания регулировок с повышением угла до 10, 12 и даже 25 градусов. В любом случае показателем правильно выставленного момента зажигания будет являться легкая детонация при нажатии на газ на скорости 45-50 кмч, не плохая приемистость и отсутствие провалов.

Как настроить зажигание? Что такое УОЗ? Куда вращались бегунки в отечественных машинах? Что значит выражение «выставить по искре»? — много интересных вопросов, на которые владельцы современных авто могут и не дать правильных ответов.

Что такое угол опережения зажигания — он же УОЗ? Это некоторая атрибутика старых автомобилей либо же нечто незыблемое, сродни глобальному тяготению? Большинству современных автолюбителей это неизвестно. Всеми системами автомобиля управляют бессчетные контроллеры, а поэтому своевременное искрообразование в цилиндрах движков полностью на их совести. Меж тем по стране бегает неограниченное количество старых машинок, незнакомых с микропроцессорами и иными чипами. Потому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат до настоящего времени.

На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но поначалу придется вспомнить некие «зажигательные» определения.

Каким образом производится установка зажигания на ВАЗ 2109

Система зажигания мотора отвечает за воспламенение в необходимое время консистенции в камере сгорания в конце такта сжатия. Возгорание консистенции происходит в момент образования искры меж электродами свечки. Как следует, регулировка момента зажигания ВАЗ – это выбор времени появления искры относительно нахождения поршня по отношению к его верхней мертвой точке (ВМТ).

Терминология

Прерыватель-распределитель зажигания — электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высочайшего напряжения на свечки зажигания. Нередко его именуют трамблером.

Опережение зажигания — воспламенение рабочей консистенции в цилиндре ранее, чем завершится такт сжатия.

Угол опережения зажигания (УОЗ) — угол поворота коленчатого вала мотора от положения, соответственного возникновению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.

Контактная система зажигания — система, в какой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.

Бесконтактная система зажигания — система, в какой коммутация катушки зажигания обеспечивается электрическим модулем, управляемым электрическим датчиком положения коленчатого вала — к примеру, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).

Прерыватель системы зажигания — механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.

Бегунок — элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.

Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) — величина, показывающая, как долго контакты механического прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для классических Жигулей УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.

Как регулировать УОЗ?

На слух? По искре? По лампочке? По стробоскопу? Сейчас разберемся.

Сразу скажем, что про стробоскоп говорить не будем. Во-первых, у рядового водителя под рукой его попросту нет. А, во-вторых, с ним лучше не связываться. Дело в том, что стробоскоп показывает момент зажигания только при работающем моторе, но при этом за счет центробежного регулятора УОЗ смещается в сторону опережения даже на минимальных оборотах холостого хода. Поэтому точной регулировки ждать, вообще говоря, не стоит.

Правильные рекомендации по регулировке всегда содержатся в профильной литературе по конкретной модели автомобиля — их и следует придерживаться. Возьмем для примера автомобиль АЗЛК-2141 с двигателем УЗАМ и контактной системой зажигания. Обратите внимание, что бегунок у уфимских моторов вращается ПРОТИВ часовой стрелки.

Последовательность операций для москвичевского мотора должна быть следующая.

  • Ослабляем крепление трамблера.
  • Определяем начало хода сжатия в первом цилиндре. Для этого выворачиваем свечу этого цилиндра, затыкаем отверстие подходящей пробкой (хоть из смятой бумаги) и проворачиваем пусковой рукояткой коленвал до выскакивания пробки наружу.
  • Продолжаем проворачивать коленвал до совмещения первой риски на его шкиве с острием штифта установки зажигания, запрессованным в нижнюю крышку картера.
  • Убеждаемся, что бегунок смотрит своей токоведущей пластиной на контакт крышки трамблера, соответствующий проводу первого цилиндра.
  • Подсоединяем любую маломощную лампочку (например, в отвертке-пробнике) одним концом к массе, а другим — к клемме низкого напряжения катушки, соединенным с прерывателем.
  • Включаем зажигание и поворачиваем корпус трамблера против часовой стрелки до замыкания контактов прерывателя. Лампа, закороченная прерывателем, должна погаснуть.
  • Взявшись за бегунок, прикладываем небольшое усилие по часовой стрелке для устранения зазоров механизме привода, после чего медленно поворачиваем трамблер по часовой стрелке до загорания лампочки.
  • Затягиваем крепление трамблера. Не забываем вернуть свечу на место!

На автомобилях типа ВАЗ-2108, перешедших на электронное зажигание, но при этом сохранивших как центробежный, так и вакуумный регуляторы, процедура полностью аналогичная — с точностью до иного расположения штатных меток. Бегунок при этом вращается против часовой стрелки. Однако подключать лампочку-пробник при этом нужно между коммутатором и катушкой зажигания, а ни в коем случае не к датчику Холла.

А что означает выражение «выставить по искре»? Грубо говоря, то же самое, что и по лампочке. В этом случае вместо лампочки используют вывернутую заранее свечу зажигания, резьбовую часть которой нужно постараться соединить с массой двигателя. Вместо загорания лампочки ловим момент проскакивания искры — вот и всё.

А как же регулировка на слух? Ее проводят так: при движении на прогретом моторе со скоростью примерно 50 км/ч на 4-й передаче следует резко нажать на правую педаль. Если УОЗ выставлен верно, то при этом должна прослушиваться кратковременная исчезающая детонация. Если детонация слишком сильная, следует повернуть трамблер по направлению вращения бегунка. Если детонации нет вообще — против вращения бегунка. Вы же еще помните, что в отечественном автопроме бегунки вращались и туда, и обратно?

Тем, кому интересна зажигательная тема былых времен, рекомендуем посмотреть вот сюда. Про свечи можно почитать вот тут, а также вот тут.

Когда и зачем нужно настраивать зажигание?

Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке — и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды. При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно. Итог всегда будет неутешительный — двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.

READ  Как узнать какой кондиционер стоит на Priora

В частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению. Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность мотора, он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании (малый УОЗ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного. Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно перегреется, поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.

Способ лечения один — поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на бензин с другим октановым числом. Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.

Центробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.

Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.

Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.

Если октановое число топлива не соответствует тому, которым руководствовался конструктор при проектировании мотора, то даже при оптимальной работе упомянутых регуляторов нормальной работы мотора ждать не стоит. Самое неприятное явление, которое может при этом возникнуть, — детонация. Грубо говоря, это взрывообразное сгорание смеси, чреватое капремонтом. Для предотвращения детонации в классических моторах былой эпохи нужно было открыть капот и вручную повернуть корпус трамблера в нужную сторону. Залил низкооктановый бензин — изволь сделать зажигание более поздним…

Само собой, что в современных двигателях оптимальный УОЗ выставляет управляющий контроллер. Он следит за оборотами, нагрузкой, октановым числом, температурой и т.п.

Регулировка зажигания по тахометру

Для проведения этого вида экономичной регулировки зажигания Жигули 2109 понадобится два человека. Один должен находиться в салоне «Девятки», второй — вращать трамблер.

Регулировка электронного зажигания на инжекторе

Lada 2109 с инжекторным типом двигателя оборудована электронным модулем зажигания. Регулировка зажигания осуществляется путём программирования электронного блока управления. Без СТО провести такую процедуру невозможно — нужно специальное программное обеспечение.

Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2109 карбюратор – детальная инструкция

Процесс настройки выглядит следующим образом:

Заводим двигатель автомобиля и добиваемся, чтобы частота вращения мотора составляла примерно 800 об/м. Для установки холостого хода в таких пределах достаточно с помощью шлицевой отвертки подрегулировать винт, отвечающий за количество топливной смеси в карбюраторе.

После установки холостого хода до указанного выше значения глушим двигатель автомобиля.

Отсоединяем от вакуум корректора резиновый шланг. Аккуратно перегибаем шланг примерно посередине или заглушаем его винтом подходящего диаметра.

Подключаем плюсовой вывод стробоскопа к «» выводу АКБ;

Подключаем минусовой провод стробоскопа к «-» выводу АКБ;

Отсоединяем свечной провод из гнезда первого цилиндра как это показано на изображении:

В гнездо устанавливаем датчик стробоскопа и к нему подсоединяем высоковольтный провод;

Удаляем заглушку из люка корпуса системы сцепления:

Включаем зажигание и заводим двигатель. Активно изменяющийся световой поток, вырабатываемый стробоскопом, направляем в люк картера сцепления:

Стробоскоп направляем в люк картера сцепления

При мигающем свете кажется, что метка, которая располагается на маховике, находится в неподвижном состоянии. В случае, если зажигание установлено верно, то первая метка должна быть между технологической выемкой и предыдущей отметкой на шкале.

Если после описанных операций было обнаружено, что регулировка зажигания ВАЗ 2109 неверна, продолжаем работу.

Воспользовавшись рожково-накидным ключом немного ослабляем крепежные гайки распределителя системы зажигания:

После ослабления гаек крепления проворачиваем корпус распределителя в правую сторону – если необходимо повысить угол зажигания, и в левую сторону, если угол необходимо уменьшить.

Подсоединяем к вакуум корректору резиновую трубку и проверяем правильность установки зажигания. Если нормальный результат не был достигнут, производим повторные регулировки. О том, как осуществляется проверка правильности работы системы, будет описано немного ниже.

Регулировка зажигания стробоскопом

Проверка и регулировка угла опережения зажигания производится на холостом ходу двигателя. Обороты коленчатого вала должны быть в пределах 820–900 об/мин.

Фотография замка зажигания на ВАЗ 2109.

  • Прогреть двигатель до 90 градусов.
  • Установить частоту вращения коленвала на уровне 820–900 об/мин. В случае выхода холостого хода за пределы — провести регулировку количества ТВС карбюратора.
  • Отсоединить шланг вакуума от штуцера.
  • Заглушить двигатель автомобиля.
  • В шланге вакуума убрать просвет.
  • Открутить три гайки крепления прерывателя-распределителя.
  • Извлечь резиновую пробку из картера КПП — там находится смотровое отверстие маховика.
  • Отсоединить провод первого цилиндра от крышки распределительного вала.
  • Подключить стробоскоп на место отсоединённого провода и к аккумулятору.
  • Завести автомобиль — стробоскоп начнёт посылать импульсы в такт маховику.
  • Вращать распределительный вал до сравнения риски с меткой на маховике.
  • Пометить метку.

Проверка метки на маховике проводится по метке шкива коленвала. Совпадение меток означает, что регулировка системы зажигания проведена правильно.

Регулировка по меткам невозможна без прибора.

Устройство системы

Перед тем как приступить к рассмотрению процесса регулировки считаем необходимым разобраться со схемой и принципом действия системы. На автомобилях модельного ряда ВАЗ 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Схема соединения всех элементов имеет следующий вид:

Принцип действия системы не имеет ничего сложного. Для того, чтобы начала вырабатываться искра должен провернуться вал мотора. Одновременно с его поворотом провернется и распредвал. В результате этого датчик вырабатывает сигнал, который будет подан на коммутатор.

Вывод «К» катушки соединится с общим проводом (с «массой»), вследствие чего на основном проводе возникнет искра.

Как настроить угол зажигания чтоб снять максимальную мощность и получить минимальный расход

В момент, когда рабочий бегунок распределителя соединит основной провод с тем или иным высоковольтным проводом на соответствующей свече, появится искра и мотор машины запустится.

В случае если настройка произведена неверно, свечи работают в неправильных временных режимах. Следовательно, такое нарушение и становится причиной нестабильной работы всего силового агрегата.

Подготовительные мероприятия и необходимые инструменты

Установка зажигания ВАЗ 2109 карбюратор начинается с подготовительных мероприятий. В частности, вам необходимо:

  • Прогреть двигатель автомобиля;
  • Установить автомобиль на стояночный тормоз и установить под его задние колеса противокатные упоры.

Помните, что игнорировать правила техники безопасности нельзя, ведь автомобиль – транспортное средство повышенной опасности, и несоблюдение правил техники безопасности при его вождении, обслуживании и ремонте может дорого вам стоить.

Важный момент: перед тем как приступить к работе вам следует убедиться в том, что на автомобиле правильно настроена работа карбюратора. Не лишним будет произвести визуальный осмотр всех элементов системы. В случае если речь идет о карбюраторном автомобиле особое внимание стоит уделить осмотру состояния распределителя.

Если же у вас автомобиль с инжекторным мотором, стоит проверить на исправность модуль зажигания. Все дело в том, что, как показывает практика, именно данный модуль выходит из строя чаще всего и является причиной неработоспособности всей системы.

  • стробоскоп;
  • набор ключей.
READ  Замена натяжителя цепи Peugeot 308

Зажигательная физика — опережение, трамблер и УОЗ

Что такое угол опережения зажигания — он же УОЗ? Это некая атрибутика древних автомобилей или же нечто незыблемое, сродни всемирному тяготению? Большинству современных автовладельцев это неведомо.

Всеми системами автомобиля управляют многочисленные контроллеры, а потому своевременное искрообразование в цилиндрах двигателей целиком на их совести. Между тем по стране бегает огромное количество древних машинок, незнакомых с процессорами и прочими чипами.

Поэтому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат по сей день.

На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но сначала придется вспомнить некоторые «зажигательные» термины.

Когда и зачем нужно настраивать зажигание?

Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке — и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды.

При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно.

Итог всегда будет неутешительный — двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.

В частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению.

Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность мотора, он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании (малый УОЗ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного.

Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно перегреется, поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.

Способ лечения один — поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на бензин с другим октановым числом. Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.

Вперед на дорогу!!! Установка зажигания (ВАЗ 2109)

Центробежный и вакуумный механизмы опережения зажигания в контактном трамблереЦентробежный и вакуумный механизмы опережения зажигания в контактном трамблере

установить, зажигание, 2108

Центробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.

Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.

Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.

Если октановое число топлива не соответствует тому, которым руководствовался конструктор при проектировании мотора, то даже при оптимальной работе упомянутых регуляторов нормальной работы мотора ждать не стоит. Самое неприятное явление, которое может при этом возникнуть, — детонация.

Грубо говоря, это взрывообразное сгорание смеси, чреватое капремонтом. Для предотвращения детонации в классических моторах былой эпохи нужно было открыть капот и вручную повернуть корпус трамблера в нужную сторону.

Залил низкооктановый бензин — изволь сделать зажигание более поздним

Само собой, что в современных двигателях оптимальный УОЗ выставляет управляющий контроллер. Он следит за оборотами, нагрузкой, октановым числом, температурой и т.п.

Антикоррозийная обработка автомобиля своими руками

Установка момента зажигания, и его проверка:

Примечание! Прежде чем начать, обязательно для себя учтите один факт. Установка зажигания производится строго на холостом ходу, при этом вращение коленвала должно быть в районе «820-900» оборотов в мин!

1) Сперва отсоедините тоненький шланг, от штуцера вакуумного регулятора.

2) Далее для того что бы проверить момент зажигания, проделайте следующие операции:

Подсоедините «плюсовой» зажим который идет от стробоскопа, к клеме «плюс» которая находится на аккумуляторной батареи.

Затем подсоедините всё к той же аккумуляторной батареи, но только на этот раз уже к клеме «минус», зажим «массы» который идет от стробоскопа.

Следом отсоедините кончик высоковольтного провода, от вывода крышки трамблера «первого цилиндра».

Примечание! Где располагается на крышки трамблера, вывод «первого цилиндра» вы сможете увидеть по маркировки, которая нанесена на самой крышки, подробнее смотрите

После чего извлеките резиновую заглушку, которая закрывает отверстие картера сцепления, от попадания в него грязи.

Затем вставьте отвертку в отверстие картера сцепления, и после чего прокрутите маховик, до того пока метка на маховике не встанет между вырезом и деление. (Где находится метка, а так же вырез и деление, смотрите на фото чуть ниже, которое размещено над рубрикой «Примечание!»)

Далее заведите двигатель у автомобиля, а после этого направьте мигающий свет стробоскопа на отверстие катера сцепления.

установить, зажигание, 2108

Пока свет стробоскопа будет мигать, метка которая выбита на маховике, в это время должна визуально казаться неподвижной.

Примечание! Если зажигание на вашем автомобиле установлено правильно, то в таком случае метка которая обозначена цифрой «1», должна в обязательном порядке находится между вырезом «2» и делением «3». Если у вас метка «1» вынесена за пределы выреза и деления, то в таком случае отрегулируйте момент зажигания!

3) После всех операций если у вас момент зажигания не исправен, то в таком случае ослабьте сперва три гайки которые крепят трамблер.

4) А после чего поверните сам трамблер, до нужного совмещения меток.

Примечание! Если вам нужно будет увеличить угол опережения зажигания, то в таком случае трамблер понемногу поворачивайте к отметки «». А в том случае если вам нужно наоборот убавить угол опережения зажигания, то в таком случае трамблер проворачивайте ближе к отметки «-». Вот в этих промежутках «плюс» и «минус», выставите угол зажигания который будет соответствовать вашему автомобилю!

установить, зажигание, 2108

5) Когда момент зажигания будет выставлен, установите все ранее детали на своё место.

Дополнительная информация: Что бы вам было более понятней, просмотрите видео в котором «Наиль» всё подробно описывает:

Установка момента зажигания на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Примечание! Перед началом работы мы вам советуем запастись стробоскопом, потому что без него проверка момента зажигания будет не очень то и удобной! (Что такое автомобильный стробоскоп?)

Когда нужно устанавливать момент зажигания? Из-за неправильно выставленного момента зажигания, в двигателе автомобиля будут происходить следующие изменения:

  • Во-первых машина потеряет свои скоростные качества, то есть она будет хуже ехать.
  • А так же автомобиль будет хуже откликаться на педаль газа, появятся небольшие провалы при нажатии на неё.
  • Ко всему этому может добавиться неустойчивая работа двигателя, на холостом ходу.
  • Еще может быть затруднён запуск двигателя.
  • А так же двигатель у автомобиля, может чаще перегреваться.
  • И в завершение хочу отметить, то что у двигателя так же может повыситься расход топлива.