Статьи

Датчик включения вентилятора ВАЗ 2106

Датчик включения вентилятора 2106: поломки и диагностика

В этой статье вы узнаете про датчик включения вентилятора 2106, разглядите типовую схему соединений. На последних версиях автомобилей ВАЗ 2106 установлен электронный вентилятор, который врубается при определенной температуре жидкости в охлаждающей системе. Это уместно, потому что древняя «версия» обдува морально устарела – при неизменном вращении крыльчатки от шкива коленчатого вала происходит переохлаждение системы. Как следует, температура очень низкой становится, движок работает в ненормальном режиме. А это очень плохо сказывается на нем в этом случае, если идет речь о прохладном времени года. Но давайте поближе к теме и побеседуем о том, как происходит подключение вентилятора.

Как проверить

Не всегда отсутствие вращения лопастей вентилятора вызвано выходом из строя датчика. Работа всех устройств и коммутационных частей автомобиля находится в зависимости от исправности проводки, потому следует сначала проверить качество соединений всех клемм, которые подключены конкретно к автоматическому устройству, также к электрическому реле. Также следует проверить исправность мотора вентилятора. Если перегорела обмотка мотора, то даже при обычной работе датчика, лопасти вентилятора не будут крутиться.

Если все электронные составляющие в цепи остывания радиатора мотора исправны, то следует приступить к проверке основного элемента, ответственного за включение вентилятора. Находится эта деталь на радиаторе в боковой крышке изделия. Эту деталь можно найти по наличию соответствующей шестигранной поверхности под ключ и двум проводам, которые подключаются к ней.

Для извлечения этой детали следует пользоваться ключом на «30», также следует заранее позаботиться о сборе охлаждающей жидкости, которая непременно начнет вытекать из радиатора при извлечении этой детали.

Отсоединив провода и выкрутив датчик можно приступить к его диагностике. Для выполнения этой работы можно собрать ординарную электронную цепь с лампочкой и источником тока. Потом этот элемент следует поместить в железную емкость с водой, которую следует установить на плиту. Когда вода закипит, датчик аккуратненько извлекается из жаркой жидкости при помощи пассатижей. Следует сразу подключить электронный ток к контактам элемента. Если деталь исправна, то лампочка в электронной цепи будет сиять. После остывания детали ток не будет проходить через его контакты и лампочка погаснет.

Датчик включения вентилятора ВАЗ 2106

Навряд ли имеет смысл еще раз припоминать к каким томным последствиям может привести перегрев мотора, а меж тем схожая неувязка может появиться из-за отказа такового, казалось бы, малозначительной детали как датчик включения вентилятора. К слову сказать, данный элемент и сейчас обширно употребляется на машинах с карбюраторными моторами и полностью это относиться традиционному ряду изделий автоВАЗа и, а именно пользующейся популярностью модели ВАЗ 2106.

датчик, включение, вентилятор, ваза, 2106

Конструктивно датчик включения вентилятора представляет собой терморезистор, который при достижении температуры охлаждающей жидкости определенного контрольного значения замыкает контакты включения вентилятора, а при понижении температуры, соответственно, размыкает (температура замыкания 92±2 °С а размыкания 872 °С). Кстати, приобретая датчик включения вентилятора для мотора, установленного на ВАЗ 2106 следует учесть, что подобные датчики на ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 настроены на более высшую температуру, а означает, в момент покупке следует пристально изучить маркировку, нанесенную на его корпусе.

Осуществляя диагностику неисправности системы остывания, поиск места где находится данный датчик особенного затруднения не вызывает, но следует учесть, некие различия в месте установки для вариантов ВАЗ 2106 с латунными и дюралевыми радиаторами. В первом случае он находиться снизу бачка радиатора с левой его стороны, а во 2-м – в нижней секции правого бака.

Что касается общей электронной схемы работы системы остывания, то и тут есть различные варианты, к примеру, на карбюраторных автомобилях семейства ВАЗ, начиная с 2000 года, вспомогательное реле подключения вентилятора больше не устанавливают, а из жгута удалены все провода его подключения. Также с 2000 года начато внедрение более совершенного датчика 661.3710.

Типовая схема системы остывания ВАЗ 2106 приведена на рисунке, где цифрами обозначены:

  • генератор;
  • аккумуляторная батарея;
  • выключатель зажигания;
  • основной блок предохранителей;
  • вспомогательное реле;
  • датчик управления вентилятром;
  • электровентилятор;
  • вспомогательный блок предохранителей.

ЧИНИМ: Не работает датчик включения вентилятора ВАЗ 2101. 2107 (4K)

Не должен вызывать особенных заморочек и вопрос, как проверить датчик включения вентилятора в случае общей неисправности системы остывания. В данной ситуации довольно перемкнуть контакты в разъеме датчика (со стороны бортовой электросети) и если в таком положении вентилятор запуститься, то стоит задуматься, как поменять датчик либо, хотя бы, без последствий добраться до гаража либо автосервиса.

Если исправный датчик включения вентилятора у вас уже под рукою, то замена неисправной детали не востребует от вас особенных познаний и особых способностей. При всем этом для вас пригодиться, всего только, ключ на «на 30» и емкость для сбора охлаждающей жидкости.

Единственная особенность состоит в том, чтоб при сборке не запамятовать установить уплотнительную прокладку, не считая того, для удобства работы, может быть, придется снять аккумулятор. При подключении колодки разъема, его полярность значения не имеет. В любом случае, если ситуация с перегревом мотора появилась в дороге нужно придерживаться определенных правил.

Сначала, при появлении задачи не следует сходу выключать движок – это чревато местным перегревом неких деталей мотора вследствие сотворения критерий для, так именуемого, «теплового удара». Еще полезнее просто тормознуть и приблизительно 5 минут дать поработать движку на холостых оборотах. Не считая того, существенно снизить температуру охлаждающей жидкости можно способом включения отопления салона.

О принудительном включении вентилятора

Схема остывания не предугадывает, чтоб работа вентилятора была неизменной. Но в неких случаях можно выполнить принцип «принудительного подключения вентилятора».

датчик, включение, вентилятор, ваза, 2106

Это делается в этом случае, если датчик вышел из строя, а замена в пути невозможна. Проверить это можно последующим образом: контроллер температуры мотора показал уже на циферблате вертикальное положение стрелки, она напористо «лезет» в красноватую зону, а вентилятор молчит, включение его не происходит. Если это так, то вероятны, вероятнее всего, две предпосылки:

  • Вышел из строя сам датчик, который включает вентилятор автомобиля ВАЗ 2107. Эта ситуация более подходящая, чем описанная ниже. Во – первых, схема остывания настоящая, и радиатор работает исправно. Означает, большая часть тепла отводится. Есть два выхода из этой ситуации, предлагается последующая схема деяния:
  • Если впереди ровная дорога, и автомобиль будет двигаться без остановок, то можно смотреть за шкалой температуры. В случае пробок, светофоров можно – включать печку на полную мощность на двойной скорости обдува.
  • Можно отважиться на установку принудительного включения вентилятора. Для этого вытаскиваются два контакта из контроллера, и накоротко соединяются меж собой. Внимание! Перед этим необходимо сначала снять «минус, массу» с АКБ. После того, как накоротко соединены провода, минусовая клемма вновь накидывается, и «карлсон» начинает работать повсевременно, независимо от температуры мотора и режима движения автомобиля. После остановки ВАЗ 2107 вентилятор будет работать до того времени, пока не разрядится аккумулятор, потому после остановки необходимо открывать капот и скидывать минусовую клемму.
READ  Замена переднего сальника коленвала ВАЗ 2109

Это очень раздражает хозяев ВАЗ 2107 с центральным замком и сигнализацией, потому можно разъединить провода вентилятора, правда, потом их необходимо вновь соединить и заизолировать. Также необходимо отыскать им в моторном отделе такое место, чтоб они не попали под работающие лопасти крыльчатки, ведь схема расположения всех проводов в моторном отделе подразумевается в жгутах. Естественно, неловко ездить так длительное время, так как повсевременно открывать – закрывать капот для подключения – выключения надоест. Не считая того, неизменный шум, вибрация и завышенный износ подшипников оси вентилятора тоже никому не понравятся. Принудительное включение – это критический метод.

Датчик, включающий вентилятор такая капризная штука, которая стоит копейки, а самостоятельная замена в пути проблематична, потому что необходимо сливать тосол.

  • 2-ая причина более страшная: вышел из строя термостат, и схема остывания мотора стала неполной – не включился радиатор. Естественно, когда радиатор пустой, то датчик не реагирует, и вентилятор на ВАЗ 2107 не врубается. Опасность ее в том, что термообмен в разы ужаснее, потому что не работает теплообменник большой суммарной поверхности – радиатор. Единственное спасение – включение печки на полную мощность, и повторяющиеся остановки ВАЗ 2107, не допускающие перевода стрелки в красноватую зону.

Часто задаваемые вопросы про Датчики включения вентилятора ВАЗ 2106

Как купить Датчики включения вентилятора ВАЗ 2106?

Для того чтобы купить Датчики включения вентилятора ВАЗ 2106 достаточно оформить заказ через корзину или позвонить в магазин AZON по телефонам, указанным в шапке сайта или написать в онлайн-чат. Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время для уточнения деталей заказа. Подробная инструкция оформления заказа находится по этой ссылке.

Бонусная программа при заказе Датчики включения вентилятора ВАЗ 2106

Мы автоматически начисляем Bonus за купленный товар, не учитывая при его начислении оплату за доставку. Чем больше товаров единоразово Вы покупаете, тем Bonus-баллов больше получаете:

  • При покупке до 3000 гривен, процент начисляемых bonus-баллов. 3% от чека, учитывая скидку.
  • Если же заказ от 3000 гривен, Ваш Bonus будет уже 5% от чека, учитывая скидку.

Датчики включения вентилятора ВАЗ 2106: доставка и оплата

Мы работаем с наиболее известной и надежной службой доставки «Новая Почта» и отправляем Датчики включения вентилятора ВАЗ 2106 в Киев, Харьков, Днепр, Одессу, Запорожье, Львов и все остальные города Украины.

Если сумма Вашего заказа превышает 5000 грн, то мы предоставляем БЕСПЛАТНУЮ доставку по всей Украине. Если Вы подтвердили заказ до 15:00, в этом случае посылка будет отправлена с нашего склада в этот же день.

Оплата товара в нашем интернет-магазине может производиться следующими способами:

Более точную информацию о сроках доставки и оплате Вы можете узнать у наших менеджеров или по этой ссылке.

Условия обмена и гарантии на Датчики включения вентилятора ВАЗ 2106

В соответствии c Законом Украины «О защите прав потребителей», покупатель имеет право вернуть товар в течении 14-ти дневного срока с момента покупки. Для этого необходимо, чтобы:

Замена датчика вентилятора ВАЗ. Как это делать?

Как известно, перегрев двигателя не ведет абсолютно ни к чему хорошему. Чтобы такое не случалось, производители автомобилей стали устанавливать вентиляторы охлаждения радиатора, а зачастую даже не один. В данной статье находится подробная инструкция по замене своими руками датчика включения электрического вентилятора охлаждения радиатора. Также вы можете просмотреть видео, которое наглядно показывает суть процесса в деталях.

  • Общие теоретические сведения
  • Где находится датчик включения вентилятора?
  • При каких температурах он должен срабатывать?
  • По какому принципу он действует?
  • Другие причины не работающего вентилятора
  • Проверка работоспособности датчика включения вентилятора
  • Замена датчика включения вентилятора
  • Инструменты
  • Замена датчика
  • Замена без слития тосола

Замена датчика включения вентилятора на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Добро пожаловать! Датчик включения вентилятора далеко не последний датчик в автомобиле, потому что благодаря нему осуществляется включение вентилятора радиатора когда температура двигателя достигает определённой отметки, но не на всех автомобилях так, вот к примеру если брать самые первые ВАЗ 2101 то на них вообще данного датчика не было, позже он конечно же появился но уже ближе к снятию данного автомобиля с конвейера, но зато эти автомобили практически никогда и не грелись, так как вентилятор у них крутился постоянно, но если система охлаждения у автомобиля полностью исправна то и машины с датчиком благодаря которому включается вентилятор тоже не будет греться, да и прогреваться она будет намного быстрее потому что вентилятор не крутиться и даёт двигателю очень быстро нагреться.

Примечание! Чтобы произвести замену этого датчика, возьмите с собой набор с инструментами: В этом наборе у вас обязательно должен лежать гаечный ключ на «30», с его то помощью вы и будете выворачивать датчик, кроме него ещё ёмкостью запаситесь не малой (Тазик литров на 10 отлично подойдёт), но хотя если сделать всё быстро то и никакая ёмкость вам не понадобиться, в общём чуть позже (По мере прочтения статьи) мы вам объясним зачем нужен тазик и как поступить если вы не хотите пачкать его!

READ  Автозапуск Starline какие кнопки нажимать на механике

Где находится датчик включения вентилятора? Начнём с того что его нужно искать в подкапотном пространстве автомобиля, открыв капот сразу же ищите радиатор (Он синей стрелкой указан на большом фото), в данный радиатор датчик то и будет вкручен (Датчик красными стрелками указан), но только как вы видите на фото ниже, провода от датчика отсоединены, соответственно у вас они будут подсоединены и вы увидите немного другую картину, кроме этого как вы видите все радиаторы имеют абсолютно разную форму и у кого то отверстия под датчик находиться в левой нижней части (см. большое фото), а у кого то в правой нижней части (см. маленькое фото), если у вас в правой то датчик чуть выше нижнего патрубка будет находиться который синей стрелкой указан, но на алюминиевом радиаторе данный датчик располагается вообще в самом низу под патрубком а не над ним, поэтому ищите он по сути всегда одну форму имеет, а его форму вы прекрасно видите на фотографиях ниже.

Когда нужно менять датчик включения вентилятора? Его меняют при выходе из строя, а именно если он вентилятор радиатора перестал включать, вы это сразу поймёте если ваш автомобиль будет греться до высокой температуры а вентилятор всё не будет и не будет включаться, хотя в данном случае так же электродвигатель вентилятора может быть виноват, но всё это (Исправность датчика имеет ввиду и электродвигателя вентилятора) легко проверить, просто возьмитесь руками в таком случае за оба проводка которые к датчику подсоединяются (Это клеммы по сути, фото ниже смотрите) и отсоедините их, а когда они вынуться перемкните их между собой и держите, это лучше в перчатках делать и браться за клеммы не советуем мы вам, просто за сами провода возьмитесь а кончики клемм перемкните, после этого сразу же вентилятор охлаждения должен будет заработать (В этом случае датчик нужно менять), а если же вентилятор не включиться, то либо с электродвигателем у вас проблема либо же с проводкой которая к датчику подсоединяется что то, но в основном вентилятор всегда включается и это говорит о том что датчик перестал работать, кстати если у вас в пробке сломается этот датчик, то можете смело отсоединять эти два проводка от него и перемотать их изо-лентой, чтобы они вместе совместились, после этого вентилятор у вас будет работать постоянно, вернее до того пока вы клеммы не разомкнёте. (На стрелки на фото ниже не обращайте внимание)

Примечание! Когда провода смыкать будете между собой, зажигание на автомобиле включить не забудьте и да кой что ещё, если вдруг при смыкании проводов у вас вентилятор не заработает, предохранитель который за электродвигатель отвечает проверьте, возможно он у вас сгорел и требует замены!

О датчиках включения вентилятора ТМ108 и 661.3710

Как мы все знаем, электрический вентилятор охлаждения на радиаторе включается при определенной температуре, охлаждает жидкость и отключается когда она достаточно остыла. Управлять им призван датчик, ввернутый в радиатор, обычно в том месте, где жидкость уже выходит из радиатора охлажденной. В иностранных автомобилях эти датчики применяются и по сей день. Отечественный же автопром, видимо «наевшись» проблем с этим нехитрым элементом системы охлаждения с переходом на электронные системы впрыска поручил работу по включению и выключению вентилятора охлаждения электронному блоку управления двигателем, «мозгам». Говорят в этом сплошные плюсы — контроллер можно перепрограммировать на разную температуру включения и выключения, а главное этого самого датчика уже в радиаторе нет. Вот только мировой автопром датчики эти продолжает устанавливать. Ну да ладно, мы же о ВАЗ с карбюратором говорим, а таких еще очень много.

Как выглядит датчик наверное все знают, а если кто забыл, я стибрю из интернета фотку:—

Итак, принцип действия датчика простой, он должен включиться при определенной температуре, а потом выключиться, тоже при определенной, но уже более низкой температуре, и так по кругу. На иномарках об этих датчиках многие годами не вспоминают, но у нас почему-то так не получается. Нам к тому же производители добавили проблем — на части машин упростили схему включения датчика в систему — без разгрузочного реле, то есть вентилятор коммутируется непосредственно через датчик, реле отсутствует и через датчик проходит довольно высокий ток, кстати у меня именно такая машина. В блоке предохранителей такой машины на месте реле вентилятора стоит металлическая перемычка, просто взять и поставить реле нельзя — работать не будет, так как отсутствуют управляющие контакты (схема упрощена). К тому же у разных моделей автомобилей еще и температура включения и выключения конструкторами разная предусмотрена, а датчики внешне все одинаковые. Давайте разбираться.

Долгое время в продаже были датчики с маркировкой ТМ108, они в общем-то есть и сейчас. У них несколько вариантов температуры включения — 92-99 градусов (выкл/вкл), эти датчики рекомендуются на переднеприводные модели ВАЗа и еще кучи машин — Таврия, Москвич-2141, Иж-2126. И есть вариант ТМ-108-10, у него температура 87-92 градуса, его рекомендуют на «классику» — ВАЗ-2103 и далее. Напомню, что у ВАЗ-2101/2102 вентилятор системы охлаждения с ременным приводом и сидит на шкиве помпы, поэтому там датчик не нужен. Если проще — для классики рекомендуется более «холодный» датчик. Если у вас жаркий климат, такой датчик можно ставить и на передний привод — вентилятор будет срабатывать раньше, а обратная замена не рекомендуется. Рабочий диапазон температур обычно выбит на боковине датчика.

Но, эти датчики рассчитаны на максимальный ток нагрузки 1А, что подразумевает работу только через реле. Если реле нету, то есть два варианта — можно самостоятельно установить реле (это не очень сложно и схемы в интернете есть), а можно купить датчик с индексом 66.3710 или 661.3710. Они срабатывают при тех же температурах, но рассчитаны на максимальный ток в 16А, что и позволяет им работать с вентилятором напрямую — без реле. Датчик 66.3710 идет на передний привод, а 661.3710 на «классику». Эти датчики можно смело применять вместо ТМ108 в схемах где есть реле, а вот наоборот нельзя — датчик рассчитанный на максимальный ток а 1А при прямой нагрузке вентилятором быстро выходит из строя, иногда сразу после первого срабатывания. Иной автомобилист не зная этих нюансов меняет несколько датчиков подряд, пока наконец случайно не попадется нужный, рассчитанный на большой ток (часто это уже импортный аналог, так как сменив несколько наших, человек решает что они все барахло и покупает импортный, с которым сразу всё становится нормально) и тут начинают сыпаться проклятия в адрес отечественных производителей за тотальный брак, хотя виной всему не брак, а путаница! Зачастую даже продавцы в автомагазинах не в курсе этих нюансов с током, хотя про температуру знают все.

READ  Не включается вентилятор охлаждения Polo седан

Основной производитель этих датчиков у нас это Калужский завод «Автоприбор», выпускает он эти датчики давно и как заявляет сам (ссылка на статью «Зимняя вишня» из «За рулем» в самом конце) — процент брака по ним меньше 1%, но на рынке много подделок, надеюсь что это было актуально на момент написания статьи — 15 лет назад, а сейчас подделок должно стать меньше, так как дефицита нет, да и цена датчика не высокая, нет смысла подделывать. Но свою лепту в путаницу вносит и сам завод, вот таблица с официального сайта:

Обратите внимание — у датчиков TM108 и ТМ-108-10 перепутаны температуры включения и выключения, у датчика 661.3710 температура включения указана такая же как у датчика 66.3710, хотя она ниже. В применяемости вообще такое чувство что написали всё «от балды». Как я выше писал «горячие датчики» на «классику» не рекомендуются, в то же время 66.3710 можно ставить и на таврию и на азлк… В общем с официальной информацией у завода проблемы, надеюсь что с производством не так. Вот ссылка, можете убедиться.

Итак, что бывает при выходе датчика из строя наверное все знают — вентилятор не включается и мотор перегревается. В этом случае диагностика простая — снимаем с датчика контакты и замыкаем их, если вентилятор заработал … то виноват еще может быть термостат (об этом часто пишут в интернете), все способы проверки термостата я описывать не буду, косвенно можно так — если в пробке у вас растет температура, а вырвавшись из нее на простор температура падает и указатель уходит влево и встает в какую-то нормальную позицию, значит термостат работает, иначе мотор под нагрузкой еще сильнее бы нагрелся.

В общем виноват датчик. (Это еще не касаясь что помпа может быть неисправна, к примеру треснувшая крыльчатка проскальзывает на оси). Но это еще не всё! Датчик может включиться и не выключиться, тогда вентилятор у вас будет работать постоянно, такое бывает кстати когда в систему где нет реле ставят датчик, рассчитанный на 1А — при включении через него проходит большой ток, контакты пригорают и уже не могут разомкнуться, в этом случае с причиной всё понятно. А бывает еще третий вариант, с которым я как раз и столкнулся — датчик работает как надо, но постепенно начинает включаться при более высокой температуре, в пробках это хорошо видно по указателю температуры на панели приборов. Если вначале стрелка указателя стояла строго вертикально и вентилятор включался, потом я заметил что вентилятор стал включаться при более высокой температуре, потом при еще более высокой и под конец стрелка уже стояла на «час дня», даже чуть дальше, почти у красной зоны (которая на приборке почему-то белая) и включение вентилятора сопровождалось началом закипания тосола при исправной крышке радиатора! Так же я наблюдал такой эффект, что иногда вентилятор включался и работал намного дольше чем обычно, охлаждая мотор до нормальной температуры, потом опять замолкал и мотор опять нагревался почти до красной. Это говорит о том, что характеристики датчика «поплыли», а это значит, что срок его службы подходит к концу. Происходит это скорее всего из-за подгорания контактов, в любом случае такой датчик однозначно нужно менять, что я сегодня и сделал. После замены датчика вентилятор стал опять включаться при вертикальной позиции указателя температуры, как и должно быть и жидкость даже близко к точке кипения не подходит.

Печально только, что срок работы оказался не столь большим как хотелось бы ибо я его менял весной и проехал только 10000км. Правда на его долю выпала сильная жара в пермском крае, куда я ездил в июне, когда на улице было до 32 градусов и вентилятор там почти не выключался, но все равно маловато.

Проверка датчика

Во время движения на высокой скорости охлаждение двигателя происходит естественным путем. В жаркую погоду и на малых скоростях возможно перегревание мотора. Увеличение показателя температуры не приборной панели может быть свидетельством того, что датчик вышел из строя. Устройство вступает в работу при достижении температуры ОЖ высоких значений.

Для его диагностики совершенно необязательно отправляться на станцию техобслуживания. Достаточно вооружиться подручным инструментом и проделать следующую работу:

  • Проверить на работоспособность предохранитель, если он вышел из строя, то необходимо установить новый экземпляр;
  • Замкнуть контакты механизма, если вентилятор начнет работать, то вероятней всего датчик включения нуждается в замене;
  • Проверить проводку, которая в большинстве случаев является причиной отсутствия питания и пробоев на массу.

Существует также альтернативный способ проверки работоспособности механизма с использованием мультиметра. Для этого необходима ёмкость с жидкостью и источник тепла. Первым делом требуется отсоединить все электрические разъёмы датчика и выкрутить механизм ключом. Предварительно следует слить антифриз и проделывать работу на холодный двигатель. Принцип проверки исправности ДВВ схож с проверкой термостата.

Клеммы мультиметра присоединяются к контактам термовыключателя и устройство переводится в режим работы «прозвон». Датчик вентилятора помещается в емкость с водой частью с резьбой. После чего включается источник тепла и нагревается вода. Температурный диапазон включения механизма, как правило, отображен на корпусе устройства. Зачастую это температура от 85 до 92 градусов. Когда вода будет нагрета до этих значений, датчик должен издать свойственный его включению звук. Если ничего не произошло, то следует заменить вышедший из строя механизм.

REDWINGSMX.RU 2022